23:48 

28.11.2009 в 14:06
Пишет kaiman:

Себе.
А может быть, и ещё кому-нибудь это интересно.

Литературно-философский журнал «ТОПОС»
Литературная критика


М.К.Мамардашвили

Литературная критика как акт чтения
Я хочу поделиться личными впечатлениями от того, что называется литературой и литературной критикой (имея в виду, конечно, впечатления философа). В конце концов и философия и любой литературный текст, текст искусства, сводятся к жизненным вопросам, то есть к любви, смерти, к смыслу и достоинству существования, к тому, что мы реально испытываем в жизни и ожидаем от нее; и, очевидно, читаем мы то, что близко нашему душевному опыту. То, что не западает нам в душу, не является для нас литературой. Какие-то куски литературы для нас закрыты просто потому, что они, наверное, не совпадают с нашим жизненным путем и с самым главным актом – актом раскрытия себя в том, что говорит тебе впечатление от читаемого. И к ним, наверное, литературный критик не должен прикасаться.
Если мы не узнали себя в том, что мы читали, то оно для нас пусто, и, наверное, мы не должны в этом случае предъявлять счет в терминах литературной критики, да и литературная критика не может существовать относительно того, что чуждо литературному критику и что не задело его за душу. Он ведь не сможет тогда ничего эксплицировать в тексте так, чтобы, развиваясь сам, расширить и опыт книги и опыт ее читателей.


Леонид Каганов
«Искусство написания критической статьи»

Критиковать — значит объяснять автору, что он делает не так, как сделал бы я, если бы умел.
К.Чапек
Сегодня, читатель, я научу тебя правильной критике. Искусство критики полезно при написании различных критических статей, заметок, рецензий и прочего — в гуманитарных областях знаний, где нет неопровержимых
доказательств и четких границ истины.
Допустим перед нами стоит задача написать до завтра разгромную статью заданного объема о творчестве писателя Г. и сдать ее в редакцию. Задача сложная, но не надо отчаиваться! Во-первых, лучше всего, если писатель Г. — новый. Гораздо труднее писать о старом, опытном писателе. О классике писать совсем сложно, но даже и тут есть приемы, о которых мы вскоре поведаем.
МЕТОД ВЫБОРА ТЕМЫ
Если задача стоит широко — "обзор творчества", а не узко — "повесть такая-то", то это наш первый козырь. Некоторые неопытные критики сразу начинают делать общий обзор — это типичная ошибка! Выберите самое на ваш
взгляд неудачное произведение громимого. Пусть оно будет либо коротким и малопонятным, либо длинным и запутанным. Еще лучше, если оно вообще будет не свойственно стилю громимого. Возьмите его старую статью в
школьной газете, открытое письмо матери из Крыма, эпилог — главное чтобы громимый материал был опубликован под именем громимого. Таким образом, показывая творческий путь на примере единичного произведения громимого,
мы сразу ограничиваем творческие возможности громимого этим самым произведением и громим его уже в более узких рамках.
Каковы методы громления? Рассмотрим их по порядку.

Цинтия-Селена
ШПАРГАЛКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО КРИТИКА
Предупреждение: данные заметки есть обобщение моего опыта читателя и писателя критических статей.
Предупреждение 2: студентам-филологам читать осторожно, дабы не ляпнуть на экзамене чего-нибудь не того.
Как написать критическую статью, или эссе, или рецензию? Нет ничего проще: возьми и напиши. И размести на форуме, где она не будет оффтопом. Тебя будут читать и даже обсуждать.
Ах, на форуме не хотим? Нам подавай "Литературную газету", или "Мир фантастики", или "Наш современник", или "НГ-экслибрис"? Вот тут уже сложнее. Потому что вам придется пройти отбор. За место в печатном издании придется конкурировать с другими критиками. И не факт, что вам не предпочтут более профессиональных товарищей.
Итак, что должно быть в статье публикабельного уровня?
1. Формулировка проблемы. Например, книги писателя Н. Далее договоримся, что Н - действительно хороший, талантливый писатель. Если редактор с первых двух абзацев не поймет, о чем статья - он ее и читать дальше не станет.
2. Доказательства актуальности проблемы. Вам необходимо убедить редактора, что его читателям просто необходимо узнать побольше о творчестве писателя Н. Если же редактор сам заказал вам статью - этот пункт будет относиться к читателям. Вы должны доказать, что собираетесь поведать нечто важное и интересное.
3. Историография проблемы. Если она отсутствует, тем для вас лучше, так и пишите: "до сих пор никто не замечал такого замечательного писателя Н, я первый открыл его для читателей". Если же критики уже много написали о Н, то следует прочесть хоть-пару тройку их статей, и написать, что они неправы, а вот у вас самый верный взгляд.
4. Темы и сюжеты рецензируемых книг - основная часть. Если они хорошо известны, можно опустить, ограничившись вашей интерпретацией авторских идей.
5. Сходство и различие - основная часть. Напишите, чем этот писатель похож на других и чем от них отличается, чего нового внес в литературу. Если статья "За", то сравнения должны быть в пользу рецензируемого, если же "против", то, ясно дело, наоборот.
6. Цитаты - по желанию. Следует помнить, что выдранные из контекста фразы иногда производят странное впечатление. Особенно тщательно надо выбирать цитаты, если утверждаешь, что автор - хороший стилист.
7. Факты биографии автора - по желанию. Не надо писать "автор пишет о моряках с большим знанием дела, так как сам в молодости был матросом" - это выглядит банально.
Как ни странно, хорошую статью можно написать, не зная об авторе ничего, кроме псевдонима (ника). В таком случае не пытайтесь угадать возраст или профессию автора - можно попасть впросак.
Если есть возможность что-то об авторе узнать - воспользуйтесь ею, например, наберите его имя в поисковике.
8. Вывод. Его вы должны сделать сами - и записать. Обязательно.
Я продолжу.

Как пишутся критические статьи?
Как написать критическую статью?
Представьте, что перед вами картина, и вам надо по поводу нее что-то сказать. Конечно, вы можете спрятаться в кусты и скромно заявить: «Я не профессионал, тут надо многое знать, иметь искусствоведческое образование и т.д.» Однако все это отговорки. Картины говорят к каждому человеку, и каждый человек, если потрудится, может понять то, что они говорят.
Современное искусство давно перешагнуло грань, отделяющую духовный мир от физического, чувственного мира. Во многом оно стало сверхчувственным. Это уже не тот старый милый нашему сердцу реализм, где все было видно сразу – и березки, и сосенки, и избушки - и не приходилось ломать голову и догадываться, что здесь изображено и что художник хотел этим сказать. Искусство стало намного разнообразнее и сложнее, оно выдвигает новые современные требования к нашему восприятию. А восприятие отстает от искусства! И приходится его развивать. Время от времени приходится устраивать себе такое упражнение: останавливаться перед картиной и думать: Что же я могу по поводу нее сочинить?

URL записи

URL
Комментарии
2010-03-25 в 19:05 

15.09.2009 в 21:55
Пишет kaiman:

Электронное научное издание "Аналитика культурологии".
www.analiculturolog.ru/index.php

Может быть, пригодится кому. Мы же тут все (или почти все) писатели. А у писателя должен быть широкий кругозор, с каковым связано умение изобрести обоснование для чего угодно, да и вообще умение придумывать.
Правда, нужно иметь в виду, что на этом ресурсе статьи разного уровня.

URL записи


07.09.2009 в 16:26
Пишет kaiman:

Может быть, кому-нибудь пригодится.

Сайт "Творческая мастерская", раздел "Курс молодого творца"
Можно прочесть статьи об ошибках в фантастике, о том, как писать фэнтези и т.д.
www.kmt.graa.ru/textbook.php?&l=all&a=lit&cat=r...

Литературный портал "Текст" (www.t-e-x-t.ru), где есть небезынтересный раздел:
"Литературная механика": www.t-e-x-t.ru/litme.html

Сайт "Справочник писателя"
russianwritersclub.com/index.php?razdel=59
Там можно прочесть следующие статьи:
"Что такое жанр", "Сюжет и его элементы", "Язык, стиль и прочее", "Фокальный персонаж", и много чего ещё.

URL записи

URL
2010-03-25 в 19:11 

04.09.2009 в 13:40
Пишет kaiman:

Может быть, пригодится кому-нибудь.

Умберто Эко "Как написать дипломную работу".
Единственно, надо помнить, что его рекомендации рассчитаны для дипломов по гуманитарным дисциплинам.
www.hcc.ru/download/ef7ecacfa0bc050dea6287f39c7.......
www.humanitarium.nm.ru/eko.htm
www.sessia.net/files/Eco-Diplom.pdf

URL записи

URL
     

Книжная полка. Дневник инверсия

главная